Для первоклассников

Уважаемые родители!

С  1 сентября 2011 г. все российские школы  перешли на новые Стандарты начального  общего образования.

Федеральный  государственный стандарт второго  поколения утвержден приказом Министерства  образования и науки РФ от 6 октября  2009г. №373.

В  чем отличие новых стандартов?

Отличительной  особенностью нового стандарта являетсяего деятельностный характер, ставящий  главной целью развитие личности  учащегося. Важна прежде всего личность  самого ребенка и происходящие с ней впроцессе обучения изменения, а не сумма  знаний, накопленная за время обучения  в школе. Система образования отказывается  от традиционного представления  результатов обучения в виде знаний,умений и навыков, формулировки стандарта  указывают реальные виды деятельности,которыми учащийся должен овладеть к  концу начального обучения. 

Федеральный  государственный образовательныйстандарт - это совокупность трех систем  требований:

-требований к результату образования,

-требований к структуре основных  образовательных программ (то, как школа  выстраивает свою образовательную  деятельность),

-требований к условиям реализации  стандарта (кадры, финансы,материально-техническая база,  информационное сопровождение и пр.).

В  качестве основного результата образования  выступает овладение набором универсальных  учебных действий, позволяющих ставить  и решать важнейшие жизненные и  профессиональные задачи. Прежде всего,в зависимости от задач, с которыми  предстоит столкнуться непосредственно  школьнику и выпускнику во взрослой  жизни, и разрабатывался новый  образовательный стандарт. Образование  в начальной школе является базой,  фундаментом всего последующего обучения.  В первую очередь это касается  сформированности универсальных учебных  действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного  успешного усвоения новых знаний, умений  на основе формирования умения учиться.  Эта возможность обеспечивается тем,  что УУД это обобщенные действия,  порождающие мотивацию к обучению и  позволяющие учащимся ориентироваться  в различных предметных областях познания.

Результат  образования, прописанный в стандарте,  дифференцированный. Базовый, обязательный  уровень описан в блоке «Выпускник  научится…». Поскольку в зависимости  от возможностей, интересов и потребностейучащихся освоение ими образовательной  программы может выходить за рамки  базовых знаний (по глубине освоения, пошироте охвата), определен также повышенный,  по сравнению с базовым, уровень  достижений, описанный в блоке планируемых  результатов «Выпускник получит  возможность научиться…». Таким  образом, каждый ученик сам для себя  выбирает уровень достижения результатов.

Личностные  результаты основаны на системе ценностных  отношений учащихся - к себе, другим  участникам образовательного процесса,  самому образовательному процессу,  объектам познания, результатам  образовательной деятельности.

Во  все времена деятельность школы была  направлена на решение воспитательных  задач, однако только в Стандарте второго  поколения определены результаты  воспитания: чувство гражданской  идентичности, патриотизм, учебная  мотивация, стремление к познанию, умение  общаться, чувство ответственности за  свои решения и поступки, толерантность  и многое другое. В основе Стандарта  лежит концепция духовно-нравственного  развития, воспитания личности гражданина  России.

В  Стандарте второго поколения определен  «портрет» выпускника начальной  школы:

 любящий  свой народ, свой край и свою Родину;

 уважающий  и принимающий ценности семьи и общества;

 любознательный,  активно и заинтересованно познающий  мир;

 владеющий  основами умения учиться, способный к  организации собственной деятельности;

 готовый  самостоятельно действовать и отвечать  за свои поступки перед семьей и обществом;

 доброжелательный,  умеющий слушать и слышать собеседника,  обосновывать свою позицию, высказывать  свое мнение;

 выполняющий  правила здорового и безопасного для  себя и окружающих образа жизни.

Проблема  сохранения и развития здоровья в  последнее десятилетие приобрела статус  приоритетного направления. Идея  здоровьесбережения учащихся вобразовании красная нить национального  проекта «Образование», президентской  инициативы «Наша новая школа»,  Федеральных государственных образовательных  стандартов. Формирование здоровогообраза жизни должно происходить   непрерывно и целенаправленно. Особенно  актуальна эта проблема для начальной  школы, что связано с кардинальными  изменениями в привычном укладе жизни  ребенка, освоением им новой социальной  роли «ученик». Высокий процент  первоклассников приходит в школу с  врожденными, приобретенными заболеваниями.  Стандарт второго поколения обеспечиваетформирование знаний, установок, ориентиров  и норм поведения, обеспечивающих  сохранение, укрепление здоровья,  заинтересованного отношения к собственному  здоровью, знание негативных факторов  риска здоровья и т.д.

В  Федеральном государственном образовательном  стандарте прописаны виды деятельности,  которыми должен овладеть младший  школьник. Именно деятельность, а не  просто совокупность неких знанийопределена Стандартом как главная  ценность обучения. В условиях, когда  объем информации удваивается как минимум  каждые пять лет, важно не просто передать  знания человеку, а научить его овладевать  новыми знаниями, новыми видами деятельности.  Это принципиальное изменение. На уроках,  во внеурочной деятельности основное  внимание будет уделяться развитию видов  деятельности ребенка, выполнению  различных проектных, исследовательских  работ. Практическая направленность  уроков, занятий позволит учителям  создать условия для формирования у  детей самостоятельности выбора действия,  способа добывания информации, самоконтроля,  адекватной самооценки, умения сотрудничать  и т.д.

Одним  из новшеств стандартов второго поколения,  которое будет замечено всеми участниками  образовательного процесса, следует  считать появление внеурочной деятельности  в учебном плане школы. На нее отводится  десять часов в неделю во второй половине  дня, т.е. в среднем по два часа каждый  день. Эти часы не относятся к обязательной  учебной нагрузке. Внеурочные занятия не  продолжение, а углубление базового  содержания образования. Это часы учебного  плана по выбору. Теперь у каждого ребенка  совместно с родителями появится  возможность выбрать себе интересное  дело: спортивно-оздоровительные занятия,  рисование, музыку, декоративно-прикладное искусство и т.д.

В  соответствии с требованиями Федеральных  государственных образовательных  стандартов меняется система требований  к результату образования, меняется и  система оценивания достижений учащихся.  Независимая экспертиза будет направлена  на оценку результата образования при  переходе четвероклассников на следующую  ступень обучения. Учащиеся   4 класса  напишут итоговые работы по русскому  языку и математике, а также комплексную  работу на основе текста, которая позволит  оценить сформированность универсальных  учебных действий   умения учиться.  Особое место в новой системе оценивания  уделено Портфолио. Не будут подлежать  оцениванию ценностные ориентации,  отражающие индивидуально-личностные  позиции (религиозные, эстетическиевзгляды, политические предпочтения и  др.), характеристика социальных чувств  (патриотизм, толерантность, гуманизм и  др.), индивидуальные психологические  характеристики выпускников начальной  школы.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ!

 

 Первый раз – в первый класс – советы родителям

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?

1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.

  Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.

  Так же заранее стоит приучить ребенка к еще нескольким важным моментам, которые помогу ему пережить погружение в новую жизнь. Самое важное – это школьный режим – рано ложиться и рано вставать. Неплохо бы воспитать у малыша энтузиазм по отношению к школе. Создайте романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча разных только что купленных карандашей, красок, красивых тетрадок и книжек. А в домашней обстановке пусть у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.

 

9 подсказок для родителей первоклассника.

 1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

 3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

 4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

 5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

 

 6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

 7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

 9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!

Адаптация ребёнка к школе

Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Разный уровень подготовки дошкольников и высокий темп изучения школьной программы - все это создает дополнительные препятствия на пути адаптации ребенка к учебному процессу. Для того чтобы мамы и папы первоклассников стали их союзниками разработан комплект справочных материалов для родителей.

Школьный портфель

 Когда первоклассник переступает порог школы, очень важно, чтобы в его портфеле находились все необходимые канцелярские принадлежности. Это поможет вашему ребенку правильно организовать свое рабочее место в классе. Мы предлагаем вам перечень тех учебных принадлежностей, которые понадобятся вашим детям каждый день на всех предметах и изучаемых курсах, а также на уроках декоративного и прикладного искусства в течение всего учебного года:

 

- обернутые учебники и тетради (в соответствии с расписанием);

- пенал, в котором находятся две ручки с синей пастой, ручка с зеленой пастой, два простых карандаша, цветные карандаши (5 цветов), резинка для стирания;

- деревянная линейка длиной 25-30 см

 

Перечень необходимых предметов для уроков декоративного и прикладного искусства

для рисования: для работы с бумагой и картоном:

• акварель (гуашь);

• цветная бумага;

• кисти (Г 3, 5-7) - «белка», «пони»;

•цветной картон;

• палитра (небольшой лист);

• ножницы;

• баночка для воды;

• клей ПВА;

• тряпка;

• клеящий карандаш;

• клеенка;

• линейка;

• альбомные листы (формат А-4);

• простой карандаш;

• большие листы (формат А-2)

• резинка для стирания